Понедельник, 10.12.2018, 14:49
Приветствую Вас Гость | RSS

МОЯ школа № 107, Челябинск      £ выбрать язык сайта £ 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Меню сайта

А у нас во дворе

Театр ЧТЗ

               Театр ЧТЗ сегодня своим "классическим" видом выделяется в четном фасаде Утреннего проспекта, сохранившем скупой на выразительность облик первых пятилеток. "Лица несхожее выражение" ему придал уже в 1948 году архитектор М.А. Лежень.

               Как объясняет Конышева: "При сохранении прежней объемно-пространственной композиции были реконструированы фасады и интерьеры в стилистике неоклассицизма. Композиционный акцент экстерьера здания - крупномасштабная лоджия на главном фасаде с коринфской колоннадой. Фасады  декорированы пилястрами в межоконных простенках, а также горельефными композициями, ядро которых - картуши с маскаронами в обрамлении цветочных гирлянд."

               Разъяснить архитектурную терминологию долго. Как говорится, лучше один раз увидеть.

Впечатляет, настоящий храм культуры, заодно и наглядно представите, что такое "картуши с маскаронами". В конышевском описании театральных помещений особых "маскаронов" не встречается, здесь все понятно без объяснений , потому что "архитектурное решение интерьеров более сдержано". Зрительный зал после войны разнообразили только барельефными портретами композиторов работы И.Н. Клигера. В 1980-е годы К.В. Фокину позволили расписать плафон зала, а фойе - В.П. Сорокину, с чем они успешно справились.

               Михаил Антонович Лежень — выпускник Ленинградской академии художеств, и классическая закваска была заложена в него во время учебы. На Тракторострой был направлен сразу же по

получении диплома, в самом его начале. С Буровым здесь он общался, но тесного сотрудничества не было, тот — мэтр, этот — зеленый специалист. В буровском городке Лежень был прорабом, лишь

после этого его перевели в проектный отдел Тракторостроя по специальности, где он проработал почти четверть века, почти до смерти.

               В Тракторозаводском районе после Бурова это вторая заметная архитектурная величина, его объекты (более двух десятков) заметны и в до-, и в послевоенной застройке.

               По проекту начинающего архитектора в 1933 году провели первое благоустройство территории ЧТЗ к его пуску; до войны построена школа № 52. а затем№ 48: пионерский лагерь на озере

Акакуль, один из первых капитальных челябинских пионерлагерей; жилые дома № 10 и 13 на улице Спартака, кварталы на втором участке. После войны Лежень проектировал Киргородок, корпуса

районной горбольницы № 8, стадион.

               В новом веке венчают тракторозаводский «островок культуры» золотые купола. В сквере при дворце в самом его начале был освящен храм во имя одного из святителей православной церкви —

Василия Великого, возжегший в этом городском углу очаг духовной культуры. Заложен он был по инициативе и чаяниями тогдашнего заводского гендиректора В. Н. Кичеджи. Проектировали храм

в проектном управлении ЧТЗ под началом А. И. Кузьмина. Поднялся целый храмовый комплекс. По соседству с Васильевской церковью — часовня во имя главного челябинского святого — Николая

Мирликийского. Здесь же памятник павшим русским воинам в духе древнерусского зодчества. Когда-то индустриальное торжество советской эпохи возвещали гудки ЧТЗ. Теперь плывут над Тракто-

роградом колокольные звоны. Новое время — новые песни.

                                                                                           ДК ЧТЗ                           



Дворец — культурная достопримечательность не только района, но и всего Челябинска. Это памятник градостроительства начала советской эпохи. В систему культурного обслуживания соцгорода

входил клубный комплекс. Для него строился новый тип зданий, которые должны были иметь полную функциональную нагрузку — соответствовать своему назначению, стать центром

массовой пропаганды, идеологической и политической работы — «мастерской по переделке человеческого материала».

Клубный комплекс был спроектирован А. Буровым и Г. Кириловым. Предполагалось строительство пяти зданий — театр, «дом групповой работы» (кружковой), физкультурный зал, кинозал

и детский сектор. Было построено только два здания — киноклуб для зрелищ и массовых мероприятий, ныне театр ЧТЗ, и Дворец культуры ЧТЗ для клубной работы.

В киноклубе с первым на Урале звуковым кино сразу же был создан драмкружок, впоследствии выросший в рабочий театр со своей театральной студией. Педагогами студии в разное время

были И. 3. Бейлин, В. А. Сагалов, А. Н. Добротин, Б. И. Коганов, А М. Клещев. После реконструкции

здания в 1946 году здесь разместился рабочий театр ЧТЗ, под руководством Добротина, скоро ошедший в число лучших самодеятельных театральных коллективов страны. Театром тракторостроителей в разное время руководили А А. Мишутин, Е. Ф. Андреев, А А. Мардасов.

Сегодня в 19 коллективах художественной самодеятельности дворца занимаются более 700 тракторозаводцев, среди которых более 400 детей.

В 1947 музыкант и вокалист А. Н. Селифанов основал хор русской народной песни. Впоследствии под его руководством хор заслужил звание «Народный коллектив», стал лауреатом многих

фестивалей, всероссийских и всесоюзных конкурсов. Позднее был создан хор ветеранов, сегодня — народный коллектив «Танкоград», которым руководит С. Е. Веселова, дочь Степанова.

В годы войны в полковом духовом оркестре, разместившемся в ДК ЧТЗ, играли будущий руководитель еще одного народного коллектива — духового оркестра — А. В. Марченко и руководитель эстрадного оркестра, а затем художественный руководитель дворца А. А. Хайкин. Другой руководитель дворца Б. И. Гельфер организовал симфонический и эстрадный оркестры.

Широкую известность в области и стране получил танцевальный ансамбль «Самоцветы», которым в 1948-1963 годах руководила Н. Н. Карташова, в 1963-1993-м — В. И. Бондарева, после

нее — Ю. И. Основин. Ансамбль выступал на сценах почти всех стран Европы, а также в США и Японии, становился лауреатом многих всероссийских и международных фестивалей самодеятельного

творчества. В 1993 году при ансамбле была создана студия «Самоцветы». Коллектив побывал:

на украинском фестивале «Дети в мире танца» (Харьков, 2000), всероссийском празднике русского народного танца на приз народного артиста СССР Т. Устиновой (Владимир, 2001). Бажове -

ком фестивале (1997,1998).

Как и «Самоцветы», столь же знаменит в молодежном танцевальном искусстве творческий центр «Поиск», которым более 15 лет руководит заслуженный работник культуры С. И. Гришечкина. Танцевальный ансамбль — постоянный участник и чаще всего победитель многих всероссийских и международных фестивалей: в Чехии (1995, лауреат); в Сочи, Самаре (лауреат); в  Юрмале (1996, лауреат); в Бельгии и Франции (1997, лауреат); во Франции (1998, лауреат);«Волжские Узоры» в Самаре (диплом 1 степени); «Радуга» в Волгограде (2001, первое место —народный танец, второе место — эстрадный); регионального конкурса-фестиваля исполнителей балетмейстеров народного танца в Самаре (диплом I степени); в Испании (2001, лауреат); регионального фестиваля, посвященного Г. Власенко (Самара, 2002, первое место); во Франции и

Голландии (2003, лауреат); в Италии (2004, лауреат). Коллектив участвовал в телепередаче «Утренняя звезда» (Москва), в съемках на Парижском телевидении (лауреат), в региональном конкурсе в Нижнем Тагиле (1999, лауреат).

В 1946 году братьями Арсентьевыми был создан оркестр народных инструментов, которым в 1952-1961 годах руководил С. Я. Садаков, в 1961-1971-м — Г. И. Пулькин, в 1971-1973 годах — И. Д. Кадола, с 1973-го — К А. Ямилов. Ямилов организовал детский ансамбль «Уральский сувенир», создал уникальный Музей музыкальных национальных инструментов и этнографии.

При дворце успешно работает клуб самодеятельной песни «Моримоша», возглавляемый К11. Просековым. «Моримоша» — участник Ильменского, Грушинского и других фестивалей самодеятельной песни на Урале и в стране.

Широко известны студия бального танца под руководством А. В. Данилова и хореографическая студия «Галатея», руководимая В. Н. Бережных.

Во все времена во дворце большое внимание уделялось организации любительских объединений, клубов по интересам, которые сегодня объединяют более 1100 тракторозаводцев. Очень популярны в районе клубы: «Ветеран» и женский «Уралочка», семейный «Погода в доме», «Оптималист», любителей старинной техники, мотоциклов — «Мотор-классик», голубеводов — «Птица-радость

», «Магнит», «Надежда» и другие.

Во все времена Дворец культуры отличался высоким профессионализмом и творческим

настроем руководителей, работников самодеятельных коллективов, отсюда и заметные успехи

ансамблей, хоров и студий. Многие и многие из них отмечены почетными званиями и наградами.

В их числе заслуженные деятели культуры РСФСР С. Э. Блажевич и Н. Н. Карташова, заслуженные

работники культуры РФ М. В. Иоффе, А. Н. Добротин, Е. В. Степанов, В. И. Бондарева, Л. П. Никифоров,

Ю. И. Основин, С. И. Гришечкина. К. А. Ямилов, Ю. М. Бунов, А. А. Лебедев.

Л. И. Горовая, Е. М. Четыркин, Р. М. Кучубаева, Н. А. Дида. Е. Г. Ховив, Т. Е. Кузярова, С. В. Седова.

Под началом этих творческих и опытных художественных руководителей большинство

коллективов Дворца культуры заслужили самое почетное звание в самодеятельном творчестве —

«Народный коллектив». В их числе ансамбль танца «Самоцветы», хор народной песни, театр тракторостроителей,

оркестр народных инструментов, литературное объединение имени Михаила

Львова, хор ветеранов «Танкоград», студия живописи и рисунка.

В разное время дворцом руководили: Шалонкин и Кейсер, И. 3. Белин, В. И. Жукова, Г Г. Лагутин,

Н. В. Девяшина, Н. А. Дида, Р. М. Кучукбаева, с 2005 года — Н. К Савельева.

Литературное объединение имени Михаила Львова вправе иметь не одну приставку превосходной

степени. Это самое долголетнее и непрерывное литобъединение в городе из числа самых

заслуженных «ветеранов» такого рода и в стране.

По воспоминаниям пионеров-львовцев впервые они собрались осенью 1930 года. В редакционной

палатке было тесно и хоть топор вешай от творческого курения, потому и выбрались

на свежий воздух, благо он еще не набрал полной осенней свежести. Стояло бабье лето, солнце

ласкало еще остатками летнего тепла, и обстановка очень соответствовала событию. Неяркий,

но еще достаточно голубой полог неба и золото березовых кос в еще зеленеющих кронах белоствольной

колоннады рощи ласкали поэтические души собравшихся.

Пришел девятнадцатилетний нормировщик Костя Реут. В отличие от большинства собравшихся по зову поэтического слова был он не просто грамотен, его фамилия «в поэтической рубрике» уже мелькала. На Тракторострой Реут приехал из столицы Уральской области Свердловска, где уже набил руку как рабкор и поэт не только в «молодежке», но и «взрослом» «Уральском рабочем». Он был в числе первых рабкоров «Трактора», он-то с его редактором Сергеем Черепановым собрал пионеров литобъединения в поэтическом «березовом зале». Вскоре уже Реут был в штате многотиражки, помимо освещения «марша энтузиастов Тракторостроя» украшал ее стихами. Первым он вышел в большую печать, в 1933 году его «Песню о мировом бригадире» поместила сама «Правда». Челябинские литераторы послали его на первый съезд советских писателей, и с трибуны он был назван «передовым уральским писателем», считай, занесен в лучшие. И в том же 1934-м вышел его первый поэтический сборник «Убеждение». Увы, единственный. Еще два — «Весеннее сердцебиение» и «Ликуй, заря!» появились на свет через десятилетия, и он их не застал. С фронта он не вернулся, погиб в боях за прорыв блокады Ленинграда

               Сергей Черепанов был старше Реута лишь на три года, поэзией не баловался, но газетный опыт имел уже приличный. После пробы пера в нештатных селькорах он был взят в штат «Челябинского рабочего» и до редакторства в «Тракторе», который и создавал, даже заведовал рабочим отделом. Черепанов вел многотиражку до 1936 года, потом, как и большинство челябинской газетной братии, оказался в числе

«врагов народа». Но повезло. В расстрельные списки не попал и вообще срок получил по тем

расправным временам милосердный — не больше десятка лет. Правда, еще столько же провлачил

существование безо всяких прав — «лишенцем», пока случайно не был обнаружен челябинскими

коллегами по перу и возвращен в гражданскую жизнь. Успел он и поработать до заслуженного

отдыха на областных постах, и написать не одну книгу. Ну а тогда он только начинал свой

долгий трудный путь в классики челябинской литературы и ставил на крыло столь славное

литературное объединение.

               Литкружок оформился 6 декабря, и вскоре уже заявил о себе «Тракторострой литературы».

В июне 1933 года сошел с конвейера первый трактор, а уже в сентябре в Свердловске вышел

первый его сборник «Северный ветер», через год — в Челябинске. Второй сборник назывался

«Первые звенья».

               Уже первое поколение дало литераторов-профессионалов, в том числе поэтов Я. Г. Вохменцева и В. Я. Вохминцева, М. Д. Львова, К. Ф. Реута и Т. В. Тюричева, прозаика Н. А. Глебова. О чем они

писали? Марш энтузиастов первых пятилеток, героизм Танкограда. пафос ударного труда были

определяющим в их творчестве. После войны, в 1950-1960-е годы, стали печататься М. Н. Голубицкая, В. Н. Киселева, Л. С. Комаров, Т. Г. Крылова, Н. А. Орлов, Ю. Г. Подкорытов, Л. С. Фатеева... Литобъединение стало заметно не только стихами и рассказами своих питомцев в газетах и сборниках,

но и книгами о заводе, они стали его летописцами. По инициативе и с участием его членов были

изданы два тома «Летописи Челябинского тракторного», «ЧТЗ — моя биография», «Товарищ ЧТЗ».

Бессменный руководитель литобъединения всю вторую половину прошлого века Е. Г. Ховив стал

инициатором и организатором фестиваля любителей юмора и сатиры — ФЛЮСа, ставшего первоапрельским

праздником не только в районе, из города и со всего Урала собирались на 1 апреля в ДК

ЧТЗ шутники.

               В 1990-е годы вышли книги Н. Л. Багрецовой, Н. М. Ваторопиной, М. Н. Голубицкой, С. В. Кириченко,

В. Н. Киселевой, Е. В. Романенко, Б. М. Хуторянского и других. Заметными в челябинской

литературной истории стали коллективные сборники тракторозаводцев «Весенняя ветка» (1962),

«Причастность» (1967), «Лицо души» (1980), «Держится мир на любви» (1992). Более десятка львовцев окончили столь престижный Литературный институт им. А. М. Горького, стали членами Союза

писателей.

               С 1989 года объединение носит имя одного из первых и самого знаменитого своего поэта

Михаила Львова. С 1995 года в заводской многотиражке «Всем!» выходит приложение «Литературные

прогулки», а со следующего года — детская газета «Стреляный воробей». Тогда же появилась

при объединении детская литературная студия «Пегасик», которую ведет Н. М. Ваторопина. Сборники

студийцев изданы в библиотечке «Стреляный воробей» (2000, 2004).

               В начале нового века вышли сборники литобъединения «Утренний час», «Дороги жизни»

А. А. Гантовой (2000); «Палитра» (2000) и «Когда любовь спускается с небес» (2002) Кириченко;

«Микекешин нос» Романенко (2001); «Яблоко райского сада» Голубицкой (2003); «Вечное движение

» Даттай (2002); «Ладони, полные солнца» и «Вдвоем на планете» Н. В. Ваторопиной (2004).

 

               Без преувеличения можно сказать, что Тракторозаводский район стоит у истоков изобразительного

искусства в Челябинске. Когда в 1936 году была создана Челябинская организация Союза

художников СССР, в нее вошли десятка полтора уже состоявшихся художников, в основном приехавших

поднимать культуру в новом центре Южного Урала. Большинство из них так или иначе

были связаны с центральным местом событий первых пятилеток — Тракторостроем, что нашло

отражение в их творчестве. В войну союз пополнили несколько эвакуированных художников, но

уже с довоенного времени и десятилетия после основной приток был из Тракторозаводского района.

По сути, до появления в Челябинске художественного училища в 1975 году обучение рисунку

и живописи на высоком, можно сказать профессиональном уровне проводилось именно здесь.

«Трактрозаводским художественным училищем» вправе была называться изостудия Дворца культуры

ЧТЗ. Многие и многие десятки ее питомцев стали профессионалами. Более 60 из них, получив

здесь основательную подготовку, окончили высшие художественные учебные заведения, а

сколько — средние?

               Изостудия как «взрослая», так и детская стали действовать во дворце в числе первых самодеятельных

кружков. В плеяде их художников-педагогов наиболее приметное имя — С. Э. Блажевич.

Его время (послевоенные десятилетия) — звездный час изостудии. Его подопечные регулярно не

только выставлялись на республиканские и союзные выставки, но их работы замечались и отмечались.

Особый успех был на Всесоюзной выставке 1962 года, кстати, «лебединая песнь» наставника,

последний год его в изостудии.

               На вторую выставку самодеятельных художников, проходивших в московском Манеже, Блажевич

направил более 100 работ своих подопечных, среди них полотна конструкторов Юрия

Данилова («Утро Африки», «Четверка отважных»), Юрия Бунова («Хлеб государству»), слесаря Владимира

Курбатова («Утро на заводе»). Особо отмечены картины «Четверка отважных» и «Утро на

заводе», они экспонировались на выставках во многих городах Советского Союза, репродукции сних были напечатаны в советских и зарубежных журналах. Завершила свой путь «Четверка отважных

» в экспозиции Военно-морского музея в Ленинграде. Тракторозаводский художник был награжден

Грамотой ВЦСПС, а также отмечены были В. Курбатов, Ю. Бунов, Н. Черкасов, А. Пастухов и

другие. Черкасова приняли в Союз художников, позднее он стал профессиональным художником.

               С. Э. Блажевич оставил добрую память в учениках и художественных кругах Челябинска.

«Я не могу не высказать своего восхищения этому человеку, ставшему не просто руководителем, а

поистине душой изостудии, наставником студийцев но жизни,— сказал о нем теплые слова известный

скульптор-челябинец Лев Головницкий.— Около трехсот взрослых и ста юных учеников,

из них многие десятки, ставшие профессиональными художниками! Далеко не каждая самодеятельная

студия в стране имеет такую плодотворную ниву. И, конечно же, главный сеятель на ней

Блажевич».

               Добрые традиции и успехи изостудии, заложенные Блажевичем, продолжили В. В. Пястолов, который руководил ею около 30 лет, и сменивший его на 12 лет Ю. М. Бунов.

               

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
МОЯ ШКОЛА
Форма входа

МОЯ школа№ 107 ЧЕЛЯБИНСК © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz